You are viewing new_storyteller

Previous Entry | Next Entry

Как писать диалоги


Один из читателей моего блога задал следующий вопрос.

Вопрос: Есть ли правила для написания диалогов? А то, как начну писать, перечитывая, ужасаюсь. Дальше 5-й страницы не иду, диалог портит всё картину, идею и чувства. Множественные попытки поменять стиль, заводят еще в больший тупик. Посоветуйте что-нибудь, как быть в данной ситуации?
Заранее спасибо.

Ответ: Отвечу коротко, т.к. к сожалению, нет свободного времени писать подробную статью. (Прошу прощения у тех читателей, кому ещё не ответил по логлайнам. Обязательно отвечу, но чуть позже).

Существует, на мой взгляд, одно основное правило: читая диалог, редактор не должен заснуть.

Чтобы читатель или редактор не скучал и не перескакивал глазами со сцены на сцену, сценарист должен быть уверен, что диалог в его сценарии не заполняет пробелы между действием, а осуществляет следующие функции:

- Передаёт важную информацию;
- Продвигает действие вперёд;
- Помогает раскрыть характеры персонажей, отображает из желания, нужды и цели;
- Помогает прояснить мотивацию персонажей, а также их прошлое;
- Помогает создать стиль и атмосферу фильма.

Перед тем как написать ту или иную сцену, сначала подумайте, что в ней происходит, в чём её смысл? Где она происходит? В какое время суток? Какие персонажи в ней участвуют? Чего они хотят? В чём заключается их мотивация? Какие действия они совершают? Как диалог отражает характеры персонажей?

Разбейте условно сцену на три акта - начало, середину, конец. Что происходит в каждом "акте"? Как, по-вашему, должна начинаться сцена и чем заканчиваться? Как меняются желания и цели героев? К чему должны привести их действия? На чём вы хотите сделать ударение? Как финал будет связан со следующей сценой? Как передать происходящее визуально, при минимальном диалоге?

Если сценарист может ответить на эти вопросы, а также хорошо знает своих персонажей, то обычно их реплики вытекают спонтанно, естественным образом из происходящего действия, которое подчинено целям героев. Иными словами, если герой знает, что он в данной сцене делает, то ему обычно есть что сказать.

Однако, если что-то не получается, особенно во время написания первого варианта сценария, не стоит задерживаться на диалогах. Пишите как есть, не останавливайтесь. Даже если реплики и разговоры героев получаются неидеальными, корявыми, скучными. На данном этапе важно изложить происходящее "на бумаге", выплеснуть всё, что накипело. Переписывать будете потом, на стадии редактирования диалогов. Вот тогда уже нужно будет заняться ими серьёзно, воспользовавшись следующими правилами:

1 Сводите диалог к минимуму. Меньше слов, больше действия. (Помните: пьеса держится на диалоге, сценарий - на действии). Подумайте, как персонажи могут сказать всё то же самое, но гораздо лаконичнее, без потери смысла? А ещё лучше - совсем без слов, только действием.

2 Отображайте в диалоге конфликт персонажей. Два персонажа в одной сцене не должны соглашаться. (Конечно, есть и исключения).

3 Убирайте лишнее, оставляйте суть. Вычёркивайте повторы, имена, приветствия, прощания, междометия, речевые штампы, а также фразы, не несущие смысловой нагрузки.

4 У каждого персонажа должен быть свой голос, своя манера разговаривать. В идеале, если закрыть в сценарии имена героев, оставив только диалоги, должно быть ясно кому принадлежит та или иная фраза.

5 Старайтесь во время диалога занять героев действием, относящимся к происходящему. Российские сериалы, где герои обсуждают проблемы, распивая водку на кухне или в ресторане, набили оскомину. Ищите более оригинальную выпивку обстановку.

6 Переписывая диалог, подумайте, как его можно записать более неординарно, добавив скрытый смысл или подтекст? Если персонаж говорит всё что думает, прямолинейно, в лоб, перепишите его слова иносказательно, с подтекстом.

Сразу вспоминаются анекдоты, где подтекст легко считывается:

а) Однажды Тимур, желая уколоть Ходжу Ходжу Насреддина, сказал: "Недалеко ты ушел от осла". На что Ходжа немедленно ответил: "Между нами всего два шага".

На что намекает каждый персонаж, что он имеет в виду, что не досказывает?

Фразой "Недалеко ты ушел от осла" Тимур имеет в виду, что Ходжа - почти осёл (это смысл фразы, "прямая речь"). Своим ответом с подтекстом "Между нами всего два шага" Ходжа сообщает собеседнику, что тот сам осёл.

Если написать прямолинейно, то диалог выглядел бы так:

Тимур: Ходжа, ты похож на осла.
Ходжа: От осла слышу/Сам осёл.

Диалог слишком плосок, в нём нет глубины или скрытого смысла. Персонажи говорят прямолинейно, в лоб, всё, что думают. Но если взять эту прямолинейность как суть и сказать всё то же самое, но другими словами, с подтекстом, чуть прикрыв смысл, получается более интересный диалог:

Тимур: Недалеко ты ушел от осла.
Ходжа: Между нами всего два шага.

б) Из воспоминаний актёра Николая Рыкунина об одном из лучших советских конферансье Алексее Алексееве:

Однажды Алексеев вышел на сцену Центрального клуба НКВД и сказал: "Здравствуйте, дорогие товарищи!" Какой-то генерал крикнул ему из зала: "Гусь свинье не товарищ!"
Алексеев тут же ответил: "Ну тогда я улетаю". И, размахивая руками, покинул сцену.

Каков смысл реплики генерала? "Вы свинья".
В чём суть ответа Алексеева? "Нет, свинья это как раз вы".

Рассмотрю чуть подробнее:

Реплика с подтекстом, намёком, скрытым смыслом (то, что генерал произносит вслух) - "Гусь свинье не товарищ!" Её смысл, прямолинейная фраза (то, что персонаж имеет в виду) - "Конферансье, вы свинья".

Ответ Алексеева "Ну тогда я улетаю" - фраза с подтекстом, сообщением, которое нужно читать между строк. Её смысл (открытый текст, буквальное значение слов и действия) - "Нет, генерал, свинья это вы".

Зная суть, буквальный смысл того, что имеют в виду персонажи, не так уж сложно передать это другими словами, вложив в диалог персонажей подтекст. Сначала спросите себя, что думает ваш персонаж, что он имеет в виду, каков смысл его слов, затем запишите его ответ, скрыв прямой текст.

Обычно политики говорят иносказательно, возможно, потому что подсознательно привыкли скрывать свои мысли. Например, сообщают не просто "Мы будем убивать террористов там, где бы они ни находились", а лаконично, с подтекстом "Замочим в сортире". Не просто "Пошлём на Кубу ракеты с атомным зарядом, затем нацелим их на Америку и там, кто знает, может и долбанём", а снова со скрытым смыслом - "Покажем кузькину мать". Ну, и "Крёстного отца" можно вспомнить, с его знаменитой цитатой: "Мы сделаем им предложение, от которого они не смогут отказаться".

7 Читайте диалоги вслух. Избавляйтесь от сложно произносимых диалогов.

Желательно записывать в своём блокноте интересные словечки, реплики, диалоги, которые вы слышите от окружающих. Возможно, впоследствии некоторые из них вставите в сценарий. Также рекомендуется читать сценарии, смотреть фильмы с хорошо прописанными диалогами. (Мне до сих пор нравится не только музыка, но и диалоги в мюзикле Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания!" Правда, не знаю, кого за них благодарить: Памелу Трэверс или замечательного сценариста Владимира Валуцкого).

Иногда в качестве тренировки помогает копирование манеры речи того или иного знаменитого персонажа. Сценарист придумывает условную ситуацию, например, разговор героя с водопроводчиком или знакомство с девушкой, а затем записывает его в нескольких вариантах - от лица Дона Вито Корлеоне, Пьера Безухова, Колобка и тд.

Читайте больше сценариев, анализируйте анекдоты, реплики и действия персонажей в любимых фильмах, смотрите, как они строятся, обращайте внимание на манеру речи друзей, знакомых или случайных прохожих, пишите чаще, тогда рано или поздно начнёте сами писать яркие, запоминающиеся и что немаловажно - осмысленные диалоги.

Удачи и творческих успехов!

http://new_storyteller.livejournal.com

PS Поздравляю читателей своего блога с наступающим Новым годом и Рождеством! Счастья, здоровья, любви, гениальных идей, осуществления надежд, реализации планов, денег побольше, а также всего, что сами себе желаете.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
chyo_san
Dec. 30th, 2010 11:47 am (UTC)
я стащила в мемориз! спасибо!
new_storyteller
Dec. 30th, 2010 04:10 pm (UTC)
Пожалуйста!
letjaga
Dec. 30th, 2010 03:01 pm (UTC)
С наступающим! И чтоб сбылось все, что планировалось и мечталось)))
new_storyteller
Dec. 30th, 2010 04:16 pm (UTC)
Спасибо большое! И Вам всего наилучшего! :)))
yuzbashi
Dec. 30th, 2010 03:13 pm (UTC)
спасибо! один из лучших новогодних подарков! вопрос зрел, зрел и, наконец, созрел, но никакого отношения к теме не имеет! можно?
new_storyteller
Dec. 30th, 2010 04:18 pm (UTC)
Пожалуйста!

Жду вопрос, но не обещаю, что скоро отвечу. :)
yuzbashi
Dec. 30th, 2010 04:46 pm (UTC)
Наберусь терпения и буду ждать! А вот и вопрос: могли бы Вы порекомендовать продюсерский центр, где идеи, посланные им сценаристами, не тырят, а с авторами обращаются чуть лучше, чем с домашними питомцами?
new_storyteller
Dec. 30th, 2010 05:36 pm (UTC)
Ох, если б знал, сам бы к ним давно прибежал. :)

Спросите у Cinemotion_lab. Может, они подскажут.
ruslanyeisk
Dec. 30th, 2010 04:59 pm (UTC)
С Наступающим Вас, Александр! И пожелаю всем нам писать диалоги не хуже Тарантино.

new_storyteller
Dec. 30th, 2010 05:23 pm (UTC)
Спасибо. И Вас, Руслан, с Наступающим! Всех благ!

PS Не, как Тарантино не хочу, я люблю лаконичные диалоги, а он уж больно длинные выдаёт. Вот не хуже бы, чем Аарон Соркин, Пэдди Чаефски, Джо Эстерхаз, Ай.Эй.Эл. Даймонд и Билли Вайлдер вместе взятые. :)
ruslanyeisk
Dec. 30th, 2010 05:24 pm (UTC)
И пускай они кусают свои голливудские локти)
new_storyteller
Dec. 30th, 2010 05:36 pm (UTC)
:)
m_ak_sim
Dec. 30th, 2010 06:28 pm (UTC)
Известные истины, но изложены дельно и лаконично. Респект!

Можно я заберу статью к себе на mabuk.ru?
new_storyteller
Dec. 31st, 2010 01:30 am (UTC)
Можно, конечно! Только, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на оригинальный пост. Спасибо!
kemarskaya
Dec. 30th, 2010 07:34 pm (UTC)
Всерьез отвечаете, здорово! Хорошо бы по диалогам собрать разные рекомендации и построить систему тренировочных упражнений. Тот же Джеймс Крамер на семинарах в Амедиа рекомендовал авторам брать хороший фильм, ставить без звука и прописывать диалоги. Потом включать звук - и сравнивать. Кстати, это же упражнение пригодно и для закадра в неигровых программах. Там тоже беда полная со словами.
С Новым Годом - и до новых встреч!
new_storyteller
Dec. 31st, 2010 01:32 am (UTC)
Да, это хорошая тренировка.

С Новым Годом, Ирина!
shchadilov
Jan. 12th, 2011 03:07 pm (UTC)
Про упражнение: фильм нужен новый или уже хоть раз просмотренный?
kemarskaya
Jan. 13th, 2011 09:17 am (UTC)
Лучше новый, чтобы у вас в голове когда-то услышанный текст не крутился. Но, конечно, выбранное кино можно смотреть поэпизодно, назад отматывать, прикладываться (все без звука). А можно, наверное, сначала весь фильм посмотреть, потом писать. У кого на что терпения хватит.
m_ak_sim
Dec. 31st, 2010 10:25 am (UTC)
ОК. :)
angela_karfoss
Dec. 31st, 2010 02:33 pm (UTC)
С Новым годом, Александр!
Пусть все сбудется! :)
Спасибо за блог.:)
new_storyteller
Jan. 1st, 2011 03:15 am (UTC)
Cпасибо, Анжела! И Вас с Новым годом, удачи и всех благ!
arturdemex
Jan. 5th, 2011 04:16 pm (UTC)
Спасибо большое. и с новым годом!
new_storyteller
Jan. 6th, 2011 03:02 am (UTC)
Пожалуйста. И вас с Новым годом!
k3377
Jan. 8th, 2011 01:06 pm (UTC)
С Новым годом!!!!!
Александр, по техническми причинам поздравляю в числе последних:))
Полагаю,что лучшей благодарностью для Вас будет успех каждого из нас - ВАШИХ читателей и учеников! Спасибо огромное за то, что Вы зажигаете в нас "Звезды".
В праздник особенный самый чудесный
хочется Лучшего в жизни желать!
Смелых идей, перспектив интересных,
С Легкостью новых вершин постигать,
Радости творчества и вдохновенья,
Замыслы все воплощать и мечты,
И безусловно
Счастья, Блестящих побед и ЛЮБВИ!!
Проще говоря желаю
Сытой жизни без хлопот!
Чтобы денежка – в кармане
И в делах сплошной ажур,
Хвост в тепле, усы в сметане,
А на сердце – «мур-мур-мур»!
С уважением, Катерина

new_storyteller
Jan. 8th, 2011 04:27 pm (UTC)
Re: С Новым годом!!!!!
Спасибо большое, Катерина! Очень приятно читать тёплые, сердечные поздравления. И Вас с Новым годом!

Вы точно подметили насчёт успеха каждого из читателей моего блога. Хочется смотреть хорошие российские фильмы, гордиться отечественным кинематографом. Лучшей награды и не придумаешь. (Ну, разве если кто потом продюсером станет, будет шанс "блатом" воспользоваться. :)

Счастья, Любви, Удачи!
krekman
Jan. 8th, 2011 01:27 pm (UTC)
Дуня Смирнова как-то рассказала у Бондарчука, что в нынешних сценариях беда с диалогами и что есть простейшее правило, которое игнорируется многими сценаристами - речь мужчины должна отличаться от женской. В мужской речи больше глаголов, действия. В женской больше прилагательных, описаний.
new_storyteller
Jan. 8th, 2011 04:12 pm (UTC)
Интересное замечание про глаголы в мужской речи и прилагательные с описанием в женской.
Dmitry Chernoby
Feb. 28th, 2011 03:25 pm (UTC)
Насчёт подтекста. Поймёт ли с первого просмотра фильма зритель заложенный в сценарий, в диалоги подтекст или можно его реализовать с помощью стихотворений, цитат, закадрового голоса в начале, теле и конце фильма. Читая русский перевод сценария фильма "Аватар", я пришёл к выводу, что многие незаслуженно хаяли команду сценаристов данного фильма - да, многие вещи вроде природы Пандоры, живности были взяты концептуалистами из книг различных авторов-фантастов, но при этом в сценарии чувствуется стиль, стержень, если так будет угодно. В "Аватаре" закадровый голос Джейка Сулли (Салли) озвучивал его потаённые мысли, как нечто резкое и может быть крамольное для словесного озвучивания. Если вы заметили, именно он нёс ту самую смысловую нагрузку, рассказывая о начале истории и о её конце, о мотивах протагониста. Я решил при менить подобный подход к черновику одного из моих будущих сценариев, чтобы создать подтекст, скрытый смысл. Но я нашёл только пару моментов в начале и конце фильма, однако оказалось что есть стихотворение, практически отражающее скрытый смысл. Единственной проблемой стало, что оно эзотерическое, т.е. имеет космически-религиозный смысл. Применимо ли к созданию подтекста фильма выдержок из стихотворения, цитаты, имеющих другую стилистическую направленность чем сам сюжет фильма, но содержащие зерно той самой ИДЕИ? Как Вы думаете?
new_storyteller
Feb. 28th, 2011 04:01 pm (UTC)
Всё зависит от зрителя, поймёт ли он подтекст. Более простой пример. В анекдотах часто встречается подтекст, но не многие его понимают. Тоже самое касается и смысла историй.

Если стихотворение и цитата перекликаются с историей, т.е. к месту упомянуты, то почему нет? Фильм "Не думай про белых обезьян" начинается именно со стихотворения.
Dmitry Chernoby
Feb. 28th, 2011 06:32 pm (UTC)
Спасибо. Теперь всё понятно. Значит, можно экспериментировать))
tattym
Dec. 5th, 2011 09:43 am (UTC)
Спасибо, рада, что нашла Вас в сети.
new_storyteller
Dec. 8th, 2011 08:19 am (UTC)
Спасибо. Творческих успехов!
reeldee
Dec. 9th, 2011 07:25 am (UTC)
У меня раньше была проблема с диалогами, вплоть до того, что я одно время даже боялась что-либо писать. Я выкладывала опусы на форумах и меня тыкали носом: "Слышно" автора, а не персонажа. А потом меня осенило: надо быть проще. Не чураться просторечья и слэнга, тем более персонажи у меня дети и подростки. :)
new_storyteller
Dec. 9th, 2011 09:35 am (UTC)
Согласен с Вами.
( 34 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2014
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek