?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Представляю четвёртое интервью из серии моих бесед с американскими литераторами. Сегодня на вопросы отвечает известный "сценарный гуру" Майкл Хейг.

Майкл Хейг (Michael Hauge) - один из немногих преподавателей и консультантов, получивших титул "сценарного гуру". Как правило, за плечами таких гуру нет ни одного фильма. В лучшем случае - два-три проданных сценария. Но ни фильмов, ни Оскаров, ни прочих наград... И всё же их учебники раскупаются, сценаристы мечтают попасть к ним на семинары, а крупные голливудские студии платят огромные деньги за консультации.

Парадокс? Казалось бы, да, если не принимать во внимание, что практика - одно, а теория совершенно другое. "Сценарных гуру" ценят как раз за теорию, точнее - за вклад в её развитие. Все эти американские консультанты и преподаватели, без фильмов и наград, как правило, ярко выраженные "левополушарные" люди. Они вряд ли способны создать оригинальный и хоть чем-то примечательный сценарий. Зато могут разложить чужие работы по полочкам, выделить законы кинодраматургии и внятно объяснить сухую теорию своим ученикам. Вот к таким людям и относится Майкл Хейг.

В своё время Хейг преподавал сценарное мастерство в двух университетах - Южнокалифорнийском (USC) и Калифорнийском в Лос-Анджелесе (UCLA), а также в AFI (American Film Institute). Он - автор нескольких учебников по сценарному мастерству, включая Writing Screenplays That Sell: The Complete, Step-By-Step Guide for Writing and Selling to, который я ценю выше, чем широко разрекламированное пособие Роберта МакКи.

Если у вас нет возможности достать эту замечательную книгу, но вы владеете английским, можете на сайте Хейга screenplaymastery ознакомиться с некоторыми из его статей. Особенно рекомендую "Structure" и "Desire".

А здесь можно прочитать две статьи Хейга на русском: "Написание романтической комедии" и "Структура сценария".

Ну, а теперь интервью. Господин Хейг не любит толочь воду в ступе, поэтому отвечал предельно лаконично. Если верить Чехову, что краткость сестра таланта, то уважаемый "сценарный гуру", должно быть, приходится ей братом.

Александр Волков: Майкл, будьте добры, подскажите, как правильно произносится ваша фамилия? В России вас именуют то Хейджем, то Хугом, то Хаугом, то Ходжем, то Хогом. Я и сам не могу сказать, какой вариант правильный.

Майкл Хейг: У меня норвежская фамилия. По-норвежски она звучит несколько иначе, чем по-английски. Но в штатах моя фамилия читается как "Хейг/Хэйг", рифмуется с Голландским городом "Hague" и английским словом “vague”.

Мy name is Norwegian, though it is not pronounced the way a good Norwegian would. It is pronounced exactly the same as the city in the Netherlands, Hague, (though it is spelled differently). It rhymes with “vague”.

А.В.: Спасибо. А теперь вернёмся к теме нашего интервью. Майкл, как вы относитесь к тому, что вас называют "сценарным гуру"? Этот титул тешит ваше самолюбие?

М.Х.: Мне это чрезвычайно льстит. Но я всё же предпочитаю, чтобы меня называли инструктором или консультантом.

IT’S VERY NICE FOR MY EGO WHEN I SEE OR HEAR IT. BUT I JUST REFER TO MYSELF AS A COACH OR CONSULTANT.

А.В.: Но вы сейчас продолжаете писать сценарии? Или работаете только в качестве консультанта?

М.Х.: Только в качестве консультанта и лектора. Ну и пишу две новые книги.

ONLY AS A CONSULTANT AND LECTURER, PLUS I HAVE TWO NEW BOOKS IN THE WORKS.

А.В.: Майкл, как консультант, скажите, в чём заключается основная задача сценариста?

М.Х.: Вызвать эмоции - сначала у читателя, затем у зрителей.

TO ELICIT EMOTION IN THE READER AND THE AUDIENCE.

А.В.: А если взять, к примеру, молодого автора. Вы видите разницу между образом мыслей начинающего сценариста и профессионального, за плечами которого уже есть хотя бы один-два реализованных проекта?

М.Х.: Профессиональные авторы знают, что если в сценарии есть недочёты, то их рано или поздно можно исправить. Профессионалы также более циничны. С ними неинтересно ходить в кино. Они завидуют чужому успеху и радуются, если видят провальные фильмы, т.к. считают, что их сценарии лучше.

ESTABLISHED SCREENWRITERS KNOW THAT WHEN YOU HAVE A STORY PROBLEM, THE ANSWER WILL COME EVENTUALLY. BUT THEY ARE OFTEN MORE CYNICAL ABOUT THE BUSINESS, AND NOT MUCH FUN TO GO TO MOVIES WITH, BECAUSE THEY’RE JEALOUS OF THE GOOD ONES, AND MAD ABOUT THE BAD ONES, BECAUSE THEY THINK THEIR SCRIPTS ARE BETTER.

А.В.: Тогда поясните: в чём разница между образом мыслей среднестатистического профессионального автора и голливудского сценариста первой величины?

М.Х.: Абсолютно никакой разницы.

THERE IS NONE.

А.В.: Если нет разницы, то как новичку шагнуть от первого уровня начинающего сценариста ко второму уровню среднестатистического профессионального автора?

М.Х.: Писать хорошие, коммерческие сценарии.

GOOD, COMMERCIAL SCRIPTS

А.В.: Я думал, стать более циничным и завидовать чужому успеху. Хорошо, а что необходимо, чтобы стать голливудским сценаристом первой величины?

М.Х.: Хиты в послужном списке.

HIT MOVIES

А.В.: На ваш взгляд, что нужно, для того чтобы стать успешным автором, который способен написать хит: талант, профессиональное мастерство или везение?

М.Х.: Всё вместе. Но более всего - упорство, сила воли и смелость.

ALL THREE. BUT MORE THAN ANY OF THOSE, IT TAKES PERSEVERENCE, TENACITY AND COURAGE.

А.В.: Если бы вы были богаты как Билл Гейтс, бросили бы работу консультанта?

М.Х.: Нет. Разве что купил дом побольше.

NO. BUT I WOULD HAVE A BIGGER HOUSE.

А.В.: Вы успешный, известный во всём мире лектор и консультант. Что сделало вас тем человеком, которым вы являетесь сегодня?

М.Х.: Кино и телевидение.

MOVIES AND TELEVISION.

А.В.: Майкл, что бы вы порекомендовали российским сценаристам, которые хотели бы поработать в Голливуде?

М.Х.: Совершенствуйте свой английский. Пишите. Читайте как можно больше голливудских сценариев. Снова пишите. Читайте больше книг, изучайте сценарное мастерство на DVD. Пишите больше. Наймите скрипт-доктора или консультанта. Пишите, ещё раз пишите... И продолжайте писать.

PERFECT YOUR ENGLISH. WRITE. READ LOTS OF HOLLYWOOD SCRIPTS. WRITE MORE. READ BOOKS AND WATCH DVDS ON SCREENWRITING. WRITE MORE. HIRE A CONSULTANT. WRITE MORE. AND KEEP WRITING.

А.В.: Майкл, большое спасибо за интервью.

М.Х.: Надеюсь, мои ответы будут хоть кому-то полезны. С радостью бы провёл в России свой семинар. Уверен, это было бы здорово.

HOPE MY ANSWERS MIGHT HELP A LITTLE. AND SOMEDAY I WOULD LOVE TO COME TO RUSSIA AND GIVE A LECTURE. THAT WOULD BE LOTS OF FUN!

---

Друзья, честно, некоторые ответы "сценарного гуру" показались мне неоднозначными и даже двусмысленными. (Это я про "кино и телевидение").

Ради интереса сравните ответы Хейга с ответами Блейка Снайдера, Роба Тобина и Джона Ворхауса.

Кто что скажет? Какие у вас впечатления? Изменила ли эта беседа ваше отношение к "сценарным гуру"? Открыл ли Хейг для вас что-то новое?

PS Следующий разговор будет с Линдой Сегер, автором книги "Как сделать хороший сценарий великим". Одна знакомая американка назвала интервью с этой женщиной-гуру лучшим из всех предыдущих. Так ли это на самом деле, скоро узнаем.

PPS Купить Writing Screenplays That Sell: The Complete, Step-By-Step Guide for Writing and Selling to можно тут.


http://new-storyteller.livejournal.com/

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
letjaga
Jun. 17th, 2009 05:54 am (UTC)
Действительно, лаконичен :) Сейчас почитаю его статьи на русском, возможно - тогда что-то новое и откроется.
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 06:07 am (UTC)
Почитайте. Статьи и книги у него очень хорошие. Рекомендую, а вот интервью получилось каким-то куцым.
letjaga
Jun. 17th, 2009 06:11 am (UTC)
Возможно, это только кажется - но товарищ производит впечатление "человека в себе", склонного к иронии. Особенно в комментарии про дом побольше. Причем, полагаю, сказано это было даже без намека на улыбку. Угадала или ошиблась?
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 06:27 am (UTC)
Вот и я не знаю. :) Ответ вроде как с юмором, что не очень-то свойственно Хейгу.

Чужая душа - потёмки.
ex_akokin
Jun. 17th, 2009 07:08 am (UTC)
Собственно, Хейг так ничего и не сообщил полезного читателям. Такое впечатление, что он очень скрытен. А, жаль.
Александр, спасибо за интервью.
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 07:57 am (UTC)
Антон, спасибо. Вот и у меня то же самое впечатление.
kinoexpert
Jun. 17th, 2009 07:39 am (UTC)
закрытый парень)) наверное интервью для него нечто слишком личное, а вот рассказывать в книгах и семинарах у него вдохновение есть).
материалы его читаю, и как писать комедию, и присланное вами по "питчингу". сейчас полезу за "структорой"))

спасибо за интервью
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 08:02 am (UTC)
Пожалуйста. :)

Сам удивляюсь, насколько у него содержательные книги, настолько малоинформативное интервью.
i_mne
Jun. 17th, 2009 07:49 am (UTC)
Кажется, разница между интервью консультанта и сценаристов - в том, что консультант любую ценную информацию готов выдавать только за деньги ;) Вообще-то удивительно - вроде бы, сценаристы должны быть куда менее заинтересованы в том, чтобы делиться секретами профессии - а вдруг потенциальных конкурентов наплодят?

Огромное спасибо за интервью! Это и предыдущие.
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 08:04 am (UTC)
Отлично подмечено! :)

Вам спасибо, что читаете.
kelatudmaa
Jun. 17th, 2009 08:38 am (UTC)
Все интервью объединяет одна мысль:если хочешь добиться успеха, надо пахать, пахать и еще раз пахать:)
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 08:43 am (UTC)
Верно, волшебных рецептов успеха пока ещё никто не выдал. :)
ruslanyeisk
Jun. 17th, 2009 11:13 am (UTC)
+1
huhundra
Jun. 17th, 2009 11:35 am (UTC)
В МШХР преподовал рисунок и живопись Николай Николаевич Заболоцкий, родственник поэта. Он замечательно объяснял, но однажды я увидала его работы:они были правильны,академичны и скучны. Но он дал дорогу многим художникам,которые с благодарностью вспоминают его. И их работы совсем не скучны и академичны... Такой "гуру" и Майкл Хейг.
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 12:36 pm (UTC)
Наверное, тоже "левополушарный" человек. :)

То есть творчество и логика, умение объяснить, не всегда связаны друг с другом.

Мне интересно, каким был Леонардо? (Возможно, у него всё было в гармонии).
juli_dobrovo
Jun. 17th, 2009 03:14 pm (UTC)
будто отмахнулся от назойливой мухи.
надо читать его книги, скорей всего.
new_storyteller
Jun. 17th, 2009 03:29 pm (UTC)
:)

А может, правда, времени нет. В любом случае, и на том спасибо. Хоть что-то сказал. От других и этого не дождёшься.

Книги у Хейга действительно хорошие.
juli_dobrovo
Jun. 17th, 2009 10:09 pm (UTC)
буду читать. спасибо Вам!
new_storyteller
Jun. 18th, 2009 04:36 am (UTC)
Юлия, Вам спасибо, что читаете!
juli_dobrovo
Jun. 18th, 2009 11:51 am (UTC)
:)
(Anonymous)
Jun. 17th, 2009 09:32 pm (UTC)
Алексей
Александр, как всегда спасибо за интервью. Но господин Хейг как-то не впечатлил. Сложилось такое впечатление, что он либо крайне спешил куда-то, отвечая на Ваши вопросы, либо совсем уже "обгурел" и считает, что может говорить афоризмами.
Вообще, с этими "гуру" ситуация неоднозначная. Понятно, что тренер чемпиона не обязан сам быть чемпионом в прошлом. Но если речь идет о спорте, там тренер заинтересован в успехе ученика, т.к. тренер тоже получает деньги, славу и т.д.
А сценарный "гуру" получает деньги за семинары, а не за победу ученика. И тут возникает вопрос, а почему гуру сам не пишет? Может пробовал, но никто у него не покупал? И очень интересно, что творится в его душе, когда он видит молодого ученика, в котором узнает себя в молодости и понимает, что у того есть будущее сценариста. Всякий ли "гуру" поведет себя порядочно и поможет этому ученику взрастить талант? Или в нем заиграет зависть и он втопчет талант ученика в грязь бесконечными придирками и наставлениями "по правилам"?
Джулия Кэмерон, не помню уже в "Пути художника" или в "Золотой жиле" утверждает, что чаще случается второй вариант. И это в Америке...
П.С. Кстати, сложно с этими гуру. Вот та самая Линда Сегер, с которой Вы интервью собираетесь делать, поет дифирамбы "Звездным войнам", "Индиане Джонсу" и "Свидетелю". О последнем я уже писал - на мой взгляд совершенно проходной не эмоциональный фильм. А две первые франшизы... Ну, честно, уберите из них экшен и спецэффекты - и что останется? Да ничего. То есть успех этих фильмов не в сценарии, однозначно. Так что "доверяй, но проверяй" всех этих гуру.
new_storyteller
Jun. 18th, 2009 05:31 am (UTC)
Re: Алексей
Алексей, спасибо! Мне тоже кажется интервью с Хейгом наименее интересным. Но не думаю, что он "обгурел". Скорее, спешил.

Согласен, ситуация с гуру неоднозначная. Будем выбирать из общения с ними то, что нам подходит, с чем мы согласны. Вообще, это для них бизнес. Когда-то всем этим гуру не удалось пробиться в Голливуд, зато теперь они хорошо зарабатывают на "неофитах", пытающихся открыть свою дверь в кинематограф.
(Anonymous)
Jun. 20th, 2009 02:40 pm (UTC)
Re: Алексей
Леда

Захотелось возразить по поводу "Звездных войн" и "Индианы Джонса" ("свидетеля просто не смотрела). Если убрать из них спецэффекты, то в них все равно останутся ГЕРОИ, в которых играет уже несколько поколений детей (все же это больше подростковые фильмы, чем для солидных дяденек). И, разумеется,еще останется четкая драматургия, со всеми поворотными точками на нужных местах. Спецэффекты устаревают довольно быстро, особенно сейчас. А фильмы запомнились. Не удивлюсь, если их переснимут еще лет через -дцать, на совсем другом техническом уровне. Их драматургия (совершенно соотвествующая и жанру, и теме) не устареет.
(Anonymous)
Jun. 23rd, 2009 12:48 am (UTC)
Re: Алексей
Рискну возразить, что Герои как раз таки не останутся, останутся их АТРИБУТЫ. От Инди - шляпа и хлыст, от Люка - световой меч. Именно в этих гаджетах и кроется вся фишка. Т.е. образ героя чисто внешний, без психологизма. Ну, какой внутренний конфликт у Индианы Джонса? Как изменился его персонаж? В чем ему можно сопереживать, за что любить, кроме за то, что он хороший парень?
Эти фильмы - сугубо внешние, только спецэффекты в них играют роль. А актеры, не более, чем акробаты в цирке: кувыркаются красиво, этого не отнять. Но каких-то других чувств кроме беспокойства, чтобы не упал и не разбился не испытываешь.
С уважением.
p.s. В Москве ни разу не видел детей, играющих в Индиану Джонса или Люка Скайуокера. Может, плохо смотрел:)?
amgamglam
Nov. 13th, 2009 12:07 pm (UTC)
А вы с ними "вживую" общаетесь? Просто хочется понять, как же его фамилия все-таки произносится... ))
new_storyteller
Nov. 16th, 2009 01:38 am (UTC)
К сожалению, только через Интернет.
Adam Belyatsky
Jan. 8th, 2011 01:36 am (UTC)
Возможно у него такой стиль общения во время интервъю, и кажется, что он пробует заложить не один смысл в каждую фразу.
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek