new_storyteller (new_storyteller) wrote,
new_storyteller
new_storyteller

Category:

12 правил сценариста

Решил записать, какими основными правилами руководствуюсь в работе. Правила разные - от этических до профессиональных. Не претендую на справедливость этих принципов. И не призываю им следовать, тем более что сам иногда их нарушаю. Да и как сказал Дэвид Мамет: "Forget any screenwriting rule, except one: Never be boring", что означает: "Если тебе нравится, а читателям интересно, посылай критиков на x@й".


1 Не что надо, а что должно. (Пиши не то, что желают услышать другие. Пиши то, что сам хочешь сказать).

2 Все жанры хороши, кроме скучного. (Не давай зрителю скучать. Начинай с конфликта на первой странице и с каждой новой сценой его наращивай).

3 Два персонажа в одной сцене не должны соглашаться. (Даже если у них одна цель).

4 Лучше меньше, да лучше. (Сомневаешься, оставить то или иное слово, реплику или сцену? Удаляй!)

5 Герой - Давид, злодей - Голиаф. (Злодей всегда должен быть могущественнее, чем герой. Вспомним: заяц и волк, мышонок и кот. Представляете, если бы заяц в "Ну, погоди!" бегал за зайцем или волк за волком?)

6 Из хама не сделаешь пана. (Будь вежлив. Даже если хочешь послать продюсера, редактора или режиссёра по самому известному в России адресу).

7 Чем хуже для героя, тем лучше для истории. (Не стели соломку для главного героя, безысходность для него всегда лучше слепой удачи. Подумай, что самое опасное и неожиданное (не считая того, что оборвёт сюжет) может случиться с персонажами в каждой сцене?.. Именно это и должно произойти).

8 Меньше слов, больше смысла. (Изображай внутренний, скрытый смысл действий и диалогов. Подтекст эффективнее, чем дословность и тем более многословность. Как сказал Ван Гог: "Рисуйте жест, а не руку").

9 Лучше сейчас бублик, чем завтра дырка. (Сегодня - лучший день календаря. Поэтому пиши каждый день, хотя бы по одной странице. Не останавливайся, пока не закончишь первый вариант рукописи. Даже если руки чешутся исправить допущенные ранее недочёты. Пиши дальше, отредактируешь позже).

10 Не выучит школа, выучит охота. (Не переставай учиться. Особенно если думаешь, что всё знаешь).

11 Чем выше цель, тем больше лестница. (Лестница успеха состоит из ступенек неудач. Не принимай близко к сердцу критику, отказ и разочарование. Это лишь ступеньки в лестнице успеха).

12 Победитель с белым флагом не ходит. (Осознай, что никто за тебя сценарий не напишет. Ни родители, ни супруг(а), ни дети, ни коллеги, ни друзья, ни "доброжелатели". Прими на себя ответственность довести начатое до конца. Докажи самому себе, а заодно и всем остальным, что ты действительно чего-то стоишь. Если у тебя есть талант и необходимые знания, рано или поздно заставишь коллег и критиков себя уважать. Однако не забывай: талант, хоть вещь и необходимая, но без настойчивости и самодисциплины успеха не достичь. Как только закончишь один скрипт, принимайся за другой. Не получается продать первый, второй, третий сценарий? Пиши четвёртый, пятый, шестой... Шлифуй мастерство. К тому же - чем больше готовых работ, тем выше шанс их продать. Поэтому не поднимай белый флаг, верь в себя, продолжай писать. Вопреки всему и несмотря ни на что).

Друзья, раз взялись, не бросайте. Пусть другие бросают, но если вы выбрали свой путь, вряд ли стоит с него сворачивать. Не уверен, что дальше будет легче. Тяжело всегда, особенно сценаристу, ибо это зависимая профессия. И всё же ваше будущее зависит от вас. Не от режиссёров, не от продюсеров и не от кого-либо ещё. Только от вас. От вашей целеустремлённости, самодисциплины и таланта.

Марио Пьюзо, автор моего любимого "Крёстного отца", создал эту гангстерскую сагу как раз в то время, когда всем уже казалось, что карьера писателя подошла к концу. Предыдущие романы Пьюзо получили неплохую критику, но не принесли автору ни достойного гонорара, ни большой известности. (Кстати говоря, его первая книга была опубликована в 1955 году, когда Пьюзо было 35).

Вернёмся в 1965 год. Марио Пьюзо перевалило за 45. Чего он достиг как автор? Несколько изданных книг, включая одну для детей. Но ни денег, ни славы... Скудного заработка литератора и внештатного журналиста едва хватало, чтобы прокормить семью, состоящую из семи человек: самого Марио, его жены и пятерых детей. Да ещё как некстати проблемы со здоровьем, потребовалась дорогостоящая хирургическая операция. Пришлось залезть в долги.

Однако у Пьюзо была история, которую он давно мечтал рассказать. Мечтал, но всё руки не доходили. И вот настал момент. Ему срочно нужны были деньги. Да, не самая благородная цель, но когда ты должен кормить шесть ртов, а долги превышают возможность их оплатить, жизнь вынуждает браться за то, что постоянно откладывал на потом.

"Крёстный отец", изданный в 1969, стал в Америке бестселлером №1. А дальше всё понеслось как снежный ком. Роман 67 недель продержался в списке бестселлеров самой влиятельной американской газеты - "Нью-Йорк таймс". Книга стала невероятно популярной не только на родине автора, но и в Европе. Общий тираж романа превысил 21 миллион экземпляров. Успех в литературе повлёк за собой успех в кинематографе. Сценарий к фильму "Крёстный отец" принёс его автору "Оскара". Фильм, при бюджете в 6 миллионов, собрал в прокате более 250 миллионов. "Крёстный отец II" принёс Пьюзо второго "Оскара".

Писатель и сценарист получил всё, о чём мог только мечтать: славу, богатство, признание... Можно сказать, в одночасье. Но сколько лет ушло у него на достижение своей цели? Представляете, если бы Пьюзо в своё время сказал: "Всё, хватит. Мне давно уже под 50. Популярности нет, денег нет, займусь чем-то другим, пусть нелюбимым, но более денежным?" Стал бы он тем, кем стал? Знали бы мы его сейчас?

Жизнь сценариста не самая лёгкая. Но для себя я понял одно: "Именно когда тяжелее всего, надо идти вперёд". Идите вперёд, пишите, изучайте сценарное мастерство. Наплюйте на отказы, на невнимание, на безразличие. Держите удар. Верьте в себя, когда другие не верят. Don't give up! Winners never give up. Не сдавайтесь. Победители не сдаются. Ну и, конечно, не забывайте о том, что сказал в моём переводе Дэвид Мамет. :)

Удачи и творческих успехов!

PS Какими правилами руководствуетесь вы? Какой совет могли бы дать начинающему автору?

PPS Сейчас принимаюсь за новый проект. Не знаю, смогу ли найти время написать что-нибудь новенькое для блога.

http://new-storyteller.livejournal.com/
Tags: 12 правил сценариста, сценарное мастерство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →