?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Часто новички используют следующий алгоритм написания сценария:

Они создают персонажей, придумывают некую завязку, а далее - будь что будет. Пишут что в голову взбредёт. Это одна из ошибок начинающих сценаристов. Я использую другой алгоритм. Мне он кажется более эффективным:

Сначала придумывается идея или замысел, определяющий содержание вашего фильма. Необходимо описать замысел в одном-двух предложениях. Желательно уложиться в 25 слов. Проверьте идею на друзьях, спросите: понятна ли она им, интригует ли она их, хотят ли они посмотреть ваш фильм.

Существует несколько шаблонов написания идеи (логлайна, logline). Приведу один, он подходит для фильмов жанра экшн: Герой (X) должен сделать то-то и то-то (Y, цель героя), иначе случится что-то непоправимое (Z). Пример: Профессор археологии Индиана Джонс должен найти Ноев Ковчег и Чашу Грааля, иначе нацисты используют эти артефакты, чтобы захватить весь мир.

NB Под "Y" часто скрывается "Крючок" или же "Первая поворотная точка", т.е. событие, которое переносит героя из первого акта сценария во второй. (См. мой пост о линейной структуре сценария).

После того, как напишите логлайн, приступайте к составлению структуры. Не к синопсису, а к структуре сценария! Развивайте идею, раскладывайте её по сюжетным точкам. Тут придётся напрячься. Это как головоломку собирать. Трудно, но увлекательно. Иногда помогает начать историю с конца. Придумайте, чём всё должно завершиться. В любом случае, пока не будет конца, не приступайте к синопсису и уж тем более к сценарию.

Когда разложите историю на составляющие, можете писать синопсис, т.е. более подробное описание сюжета. Странички на две-три или больше, как нравится. Я лично синопсисы не люблю. Они сковывают мою фантазию. Обычно придумываю сюжет, структуру сценария, описываю всё на одной страничке. Мне этого достаточно.

Да, когда составляю структуру, одновременно с этим создаю персонажей. Именно так. Сначала - идея (logline), потом - структура, главный герой и остальные персонажи. Говоря о главном герое, я имею в виду полноценный образ, а не условного мента, доктора или профессора археологии. Т.е для логлайна достаточно написать: Популярный автор женских романов вынуждена в одиночку отправиться из США в Южную Америку, чтобы доставить карту сокровищ похитителям своей сестры. Иначе - "прощай, сестрёнка." (Не моё, это «Роман с камнем». Кстати, про Индиану Джонса тоже. :)

Некоторые любят использовать карточки, на каждой из которых коротко описывается сценарий по сценам. Т.е. одна сцена - одна карточка. От начала сценария и до конца. Но я человек ленивый, никогда этого не делаю. Кроме того, в процессе написания сценария сцены могут меняться местами. Поэтому считаю карточки пустой тратой времени. Впрочем, как и подробные синопсисы. Но если они вам помогают, почему нет?

Итак, запишем алгоритм:

1. Генерация идей. Записываете все идеи, что приходят в голову. Чем больше, тем лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на качество идей. Главное - количество.

2 Фильтрация. Стадия критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные, стоящие того, чтобы снять фильм.

3 Селекция. Рассматриваете выбранные вами идеи. Какие из них являются оригинальными? Как их можно улучшить? В результате - отбираете одну идею, которая послужит основой для будущего сценария.

4 Логлайн, разработка концепции. Описываете ваш замысел (идею, историю) одним предложением. Как это делать, я написал выше.

Необязательно логлайн должен укладываться в шаблон "X, Y, Z". Вот примеры оригинальных логлайнов, состоящих только из элементов X и Y. Поскольку сами по себе идеи нетривиальны, то этого достаточно, чтобы заинтересовать ими продюсера. Правда, я бы добавил сюда элемент Z.

Кукловод случайно обнаруживает секретный тоннель в мозг Джона Малковича. ("Быть Джоном Малковичем").

Циничный рекламщик внезапно обнаруживает способность читать женские мысли. ("Чего хотят женщины").

Три молодых кинематографиста отправляются в лес, чтобы снять документальный фильм о легендарной ведьме. Больше их никто не видел. Остался только этот фильм. ("Ведьма из Блэр").

Попытайтесь усилить драматизм истории, добавьте в логлайн оригинальность, конфликт, интригу.

5 Название. Придумываете рабочее название для вашей истории.

6 Сравнение. Подберите 1-2 ваших любимых фильмов в том жанре, в котором вы пишите свой сценарий. Будете использовать их как ориентир, сравнивая свою работу с образцом.

7 Структура. Составляете структуру сценария. Когда структура будет готова, спросите себя, каков второй слой вашей истории? О чём она на самом деле? Иными словами, определите тему.

8 Разработка персонажей. Какие у них достоинства и недостатки? Как изменится главный герой к концу истории? Чему он должен научиться? Как характер и поступки персонажей отражают тему вашей истории?

9 Синопсис. Описываете историю на двух-трёх листах. (Мне хватает листа).

10 Тритмент. Более подробное описание истории с включением диалогов (наиболее важных фраз). Записываете историю от начала и до конца. В настоящем времени, так же как синопсис и сценарий. (Для тех, кто не знает. Сценарии пишутся в настоящем времени, а не прошлом. Т.е. не "Вася Пупкин ковылял по бульвару", а "Вася Пупкин ковыляет по бульвару").

11 Карточки. Записываете всю историю на карточках. На каждой карточке - по одной сцене. (Я обычно пропускаю параграфы 10 и 11).

12 Сценарий. Приступаете к написанию сценария. Пишите как можно больше, ничего не редактируйте. На этом этапе важно записать сценарий.

13 Первый вариант. Заканчиваете черновик. Откладываете рукопись на неделю-две.

14 Редактирование. Желательно переписать рукопись не менее шести раз. 

a) Итак, это уже второй вариант сценария. Исправляете нестыковки, неправдоподобные моменты и дыры в сюжеты. Удаляете всех "блох". Проверяете, отвечает ли идея и тема сценария первоначальному замыслу?

b) Третий "заход". Проверяете структуру сценария. Все ли сюжетные точки на своём месте? Что можно выбросить без потерь для смысла?

c) Четвёртый. Уделяете внимание персонажам. Все ли они нужны? Кто из них ведёт себя несоответственно своему характеру?

d) Пятый. Редактируете диалоги. Проверьте, чтобы манера разговаривать каждого персонажа была уникальной, соответствующей его натуре.

e) Шестой. Исправляете стилистические и грамматические ошибки.

f) Седьмой. "Шлифовка". Внимательно смотрите, что можно улучшить? Где нужно поставить пробел, запятую, точку? Какое слово лучше заменить другим?

15 Если вас всё устраивает, определитесь с названием вашего произведения и... сценарий готов. Можете передать его друзьям. Пусть читаю, критикуют, высказывают своё мнение. Если согласны с замечаниями, исправьте все недочёты.

Удачи!

(с) Александр Волков

http://new-storyteller.livejournal.com/

PS Каков ваш алгоритм написания сценария?

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
d_artistka
Jun. 4th, 2009 09:53 am (UTC)
Александр, что значит "переписать" рукопись не менее 6 раз"? Перепечатать?
new_storyteller
Jun. 4th, 2009 10:08 am (UTC)
:)

Вспоминается фраза: "Перепишите письмо 25 раз и будет вам счастье". :)

Переписать, перепечатать, внося правку. Иными словами, отредактировать рукопись 6 раз.

К сожалению, я с русским языком "на Вы".
(Anonymous)
Jul. 17th, 2009 06:04 pm (UTC)
1. Возникает идея.
2. Пишется (не составляется, а именно пишется) план сценария: под каждым пунктом описываются всевозможные события, приходящие в голову, соответствующие данному пункту. В процессе работы какие-то события отпадут, нужные потянут за собой "историю".
3. В процессе написания плана исходный план на 5-7 пунктов разростается до 15-20. Более подробный до 40.
В плане задействованы исключительно главные участники событий. В итоге не нарушается причинно-следственная связь, нет пробелов, провисов в истории, повышается КПД сюжетных ходов, исключается необходимость в латании дыр всякого рода роялями, мысленный контроль над всем сюжетом.
4. Расписываю каждый пункт, озвучиваю.
5. После этого бывают возникают штрижки в речи, в конкретных телодвижениях персонажей, которые подправляются. Вроде: вот там-то, чтобы усилить драматизм, нужно, чтобы злодей икнул. Вот и, добавляем.

И теперь, если кто-то упрекнет, для чего здесь конкретный персонаж, я всегда знаю, что не для массовости я его прилепил и не от сырости он образовался - у него тоже есть своя внесюжетная предыстория.
new_storyteller
Jul. 18th, 2009 05:19 am (UTC)
Отличный подход!
(no subject) - (Anonymous) - Jul. 18th, 2009 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jul. 18th, 2009 10:29 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Aug. 12th, 2009 01:00 am (UTC)
а как быть с различнами диалогами, переговорами актёров?) или это ложиться в большей степени на актёров? Я думаю придумать что и кто будет говорить в нужный момент это очень тяжело)))
new_storyteller
Aug. 12th, 2009 04:53 am (UTC)
Диалог пишется во время написания сценария. Если сценарист знает, о чём сцена, что хочет в ней каждый персонаж и к чему они должны придти к концу сцены, то и диалог придумать не так сложно.
(Anonymous)
Aug. 12th, 2009 09:53 am (UTC)
ясн) буду пробывать писать))) самое главное идей много а там посмотрим... А есть какой-нибудь учебник по написанию сценариев? тока самый лучший :]
new_storyteller
Aug. 12th, 2009 10:48 am (UTC)
Учебников куча. Самого лучшего пока не встречал. :)

Начните с Сегер и Митты. Творческих успехов!
(Anonymous)
Aug. 14th, 2009 07:02 am (UTC)
спасиб =)
new_storyteller
Aug. 14th, 2009 03:27 pm (UTC)
Вам спасибо, что читаете :)
djanlis
Mar. 3rd, 2010 07:32 pm (UTC)
Очень интересно, это похоже на написание сочинения, человек, который чувствует, что происходит в тексте, представляет каждого героя, переживает вместе с ними и вживается в тот мир, может описать все в мельчайших подробностях: мимику, интонацию, движения. Ведь в этот момент он сам находится рядом с героями, и описывает происходящее от третьего лица. Это очень увлекательно.
Мою идею положительно восприняли все мои друзья, они сказали, что можно исправить и переделать. Я с ними была полностью согласна и теперь пишу полный сценарий. По моему мнению рукописные черновики самые лучшие, в них вкладываешь душу, они забираются в твою голову ты о них думаешь, а свободное время переписываешь это на лист бумаги. Я даже когда в автобусе еду иногда продумываю следующие эпизоды. Выбираю лучший вариант и его записываю.
new_storyteller
Mar. 3rd, 2010 11:55 pm (UTC)
Спасибо!
emmmmer
Aug. 9th, 2010 04:06 am (UTC)
1. Сначала думаю о том, что я как сценарист хочу сказать читателю. Какую мылсь донести до него, какое настроение, сцену.
2. Потом спрашиваю себя какая мне нужна ситуация и какие персонажи, чтобы лучше всего донести эту мысль.
3. Дальше всё по Митте, стараюсь добиться как можно большего обострения ситуации и конфликта, как можно сильнее упростить или урезать всё лишнее, как можно сильнее ускорить динамику.
4. Далее правки/переделки/вычитки/шлифовки как всегда до упора.
new_storyteller
Aug. 10th, 2010 05:11 am (UTC)
Спасибо, хороший алгоритм!
a_bessmertnaja
Sep. 27th, 2010 07:23 am (UTC)
Александр, спасибо за лаконичные дельные советы!
С уважением,
new_storyteller
Sep. 27th, 2010 08:02 am (UTC)
Пожалуйста! :)
(Deleted comment)
new_storyteller
Dec. 1st, 2010 02:06 am (UTC)
Пожалуйста.
czeskyproject
May. 2nd, 2011 04:30 pm (UTC)
Действует ли все вышеперечисленное по отношению к короткому метру?
new_storyteller
May. 3rd, 2011 02:01 am (UTC)
Если вам этот алгоритм поможет, то безусловно.
viper_polar_red
May. 3rd, 2011 07:49 am (UTC)
Ну, у меня задача попроще. Идея уже заложена в готовом произведении. В любом случае, огромное спасибо. Ваши советы помогут, думаю.
new_storyteller
May. 3rd, 2011 08:02 am (UTC)
Пожалуйста. Удачи и творческих успехов!
kyrocava
Oct. 11th, 2011 06:11 am (UTC)
а у меня получается как бог на душу положит. иногда я вижу середину и с нее пишу, иногда с конца, а бывает, что вообще пишу долго-долго персонаж.
редко бывает, что я знаю историю, которую хочу рассказать, но я всегда отчетливо понимаю про персонаж, иначе никак.
иначе я просто не начну работать.
new_storyteller
Oct. 11th, 2011 06:54 am (UTC)
Я тоже раньше так писал. Сейчас предпочитаю структуру.
(no subject) - kyrocava - Oct. 11th, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - new_storyteller - Oct. 11th, 2011 09:24 am (UTC) - Expand
Хер Собачий
Apr. 4th, 2012 11:48 pm (UTC)
Cepish101@mail.ru
У меня такой вопрос, нужно ли описывать сцены в подробностях или они должны целиком отдаваться на усмотрение режиссера? Когда я пишу, я погружаюсь в персонажа и описываю все в мельчайших деталях. Цвет одеяла, сколько дней его не стирали. Хочется описать даже работу оператора. Пишу откуда ведется съемка, под каким ракурсом. Я не профессионал, просто придумал пару идей, связанных, не столько с историей сколько с концепций, подачей. Прошу дельного совета. Если поможете сделаете доброе дело и на этой неделе сможете не ходить в церковь( мечеть, храм, синагогу).
new_storyteller
Apr. 5th, 2012 03:39 am (UTC)
Re: Cepish101@mail.ru
Ну, Вы прям как Господь Бог, если разрешаете не ходить в церковь. Может и грехи простите? :)

А если серьёзно, то детально ничего описывать не нужно, тем более давать советы режиссёру с оператором. Во-первых, им плевать, что думает сценарист. Во-вторых, см. пункт первый. Т.е. не тратьте лишних слов, всё равно режиссёр и оператор сделают по-своему. Описывать сцены нужно лаконично и только то, что имеет отношение к действию или отображает характер персонажа.

Лучше всего описывать обстановку через действие, когда герой осматривает или берёт что-то. Например, сцена, в которой отец, недовольный сыном, приезжает к нему на квартиру:

ИНТ. КВАРТИРА СЫНА – ДЕНЬ

Сын открывает дверь. Отец входит в пустынную комнату, отмахивается рукой от поглотившего квартиру-студию сигаретного смрада. Открыв форточку, садится на единственный предмет мебели - диван. Выдергивает из груды стоящих на полу бутылок початую бутылку водки.

Отец
Убогая обстановка квартиры отражает существо твоей личности?

Сын, опустив глаза, чешет заросший трёхдневной щетиной подбородок.

--

Примерно так, хотя можно и лаконичнее.

Удачи и творческих успехов!
Dmitry Markov
Apr. 22nd, 2012 03:13 pm (UTC)
Пока так :)
1. тизер (иногда, как отправная точка)
2. "слои" внешнего мира (участники, видимости, сущности, мотивы, динамика)
3. линейный time-line/причино-следственная логика "раскрытия" внешнего мира героями
4. поэпизодник



new_storyteller
Apr. 22nd, 2012 04:13 pm (UTC)
Спасибо, интересный подход.
(Anonymous)
May. 3rd, 2012 04:19 pm (UTC)
марина охотина
Вы сценарий покупаете?
new_storyteller
May. 3rd, 2012 11:46 pm (UTC)
Re: марина охотина
Я сценарист, а не продюсер.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

new_storyteller
new_storyteller

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek